Распадающийся космос — основной объект изучения науки Нового времени Довольно редкие историки науки ясно понимают, что ликвидация аристотелизма, преобладавшего в Средневековье, была революционным процессом, в основании которого лежало фундаментальное начало — фиксация распада космоса и стремление построить такие научные теории, которые бы этот распад максимально точно описали и вычислили. Исключением является философ и историк науки Александр Койре. В своей книге он пишет, что главной интеллектуальной установкой на заре Нового времени было «…разрушение Космоса и, как следствие, исчезновение из науки всех основанных на этом понятии рассуждений». Чуть далее он добавляет: «Распад Космоса — повторяю — вот, на мой взгляд, в чем состоял наиболее революционный переворот, который совершил (или который претерпел) человеческий разум после изобретения Космоса древними греками. Эта революция была столь глубока и вызвала такие далеко идущие последствия, что в течение столетий люди — за редким исключением в лице, например, Паскаля — не сумели осознать ее значения и смысла; еще и сегодня она зачастую не осознается во всей своей полноте». Койре говорит, что космос как концепт гармоничной организации целого был, в свою очередь, продуктом греческой философии, эллинской культуры. Греки создали космос как разумное и осмысленное целое. И именно на этой предпосылке строились философия и наука. Новое время принялось разрушать эту монументальную конструкцию греческого гения, а поскольку концептуальным основанием ее в христианскую эпоху был Аристотель, то распад космоса в Модерне был тождественен разрушению учения Аристотеля. То, с чем имеет дело современная естественно-научная картина мира, это не космос, это пост-космос, это продукты его разложения и расчленения. В каком-то смысле экстернальная онтология конституирует антикосмос, антимир. И далее его изучение, постижение и подчинение только еще более фундаментализируют его псевдологические структуры, которые не столько обнаруживаются, сколько по мере их «открытия» внедряются в доминирующую эпистему. Александр Дугин «Интернальные Онтологии. Сакральная физика и опрокинутый мир».

Теги других блогов: космос наука история науки